Куинджи наоборот: мы на сутки повесили в музей лишний экспонат

И никто этого не заметил — ни охрана, ни смотрители, ни посетители

Дерзкая кража полотна Куинджи из Третьяковки, судя по всему, мало чему научила музейщиков. «МК» провел акцию, которая доказала — картину можно не только украсть, но и подбросить, причем не абы куда, а в один из главных музеев страны — Государственный исторический. «Лишний» экспонат с концептуальной изюминкой в стиле Бэнкси незаметно провисел на экспозиции более суток!

Мы намеренно не раскрыли карты заранее, а сначала дали скупую информацию об этом инциденте. И считаем, что только так можно привлечь внимание общества к проблеме охраны музеев. Недовольство представителей Государственного Исторического музея, конечно же, можно понять. Только не лучше было бы обратить праведный гнев на самих себя? И в первую очередь, на охрану храма культуры?

Подробности акции — в материале «МК».

Куинджи наоборот: мы на сутки повесили в музей лишний экспонат

Караул! — так коротко можно описать ситуацию с безопасностью хранилищ культуры в России. Хочешь забрать домой приглянувшийся пейзаж Куинджи? Пожалуйста. Сорвать злость на шедевре Репина? Без проблем. Хоть голышом гуляй по Третьяковке! Оставим за скобками проблемы со внутренней безопасностью (так и не ясно, куда подевалось 50 тысяч экспонатов стоимостью в миллиарды рублей, которых недосчитались в ходе масштабной проверки музейного фонда десять лет назад).

Так что наша шалость не ради смеха, хотя и без него не обошлось. Мы решили помочь чиновникам и проверить безопасность главного хранилища национальной памяти. Государственный исторический музей (ГИМ) как раз готовится к 150-летию (указ о праздновании подписал президент, в ответственный комитет вошли Сергей Иванов и Владимир Мединский) — самое время подтянуться по всем фронтам.

УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ: повесить лишний экспонат на выставке в ГИМ незаметно для персонала. И проверить, как долго он там провисит.

Когда все до фонаря

— Откройте рюкзак! — строго, но, похоже, на автомате говорит сотрудник Росгвардии на входе в Исторический музей.

— Пожалуйста, — отвечаю с готовностью и трепетом, проходя сквозь рамку металлоискателя. Открываю вместительный рюкзак. Там-то и ждет своего часа героиня «ограбления наоборот». Охранник фонариком быстро освещает содержимое. Взгляд скучающий. Внутри рюкзака всякие мелочи и большой полиэтиленовый пакет, где лежит наш «подкидыш» — фото в музейной раме размером 30,1х21,8 см. В пакет гвардеец и не думает заглядывать. Остальные карманы рюкзака тоже не проверяет. А мало ли что там? Словом, досмотр формальный.

Кстати: Проблема с охраной музеев особенно остро стоит с 2015 года, когда был подписан указ (№356 от 13 июля) о сокращении штатной численности органов внутренних дел. Полиция в музеях покинула свои посты. Теперь большинство учреждений культуры охраняет ЧОП, а главные музеи страны — Росгвардия. Они работают только на входе. Исторический музей заплатил Росгвардии за охрану в 2019 году 15,7 млн рублей.

Выход императрицы

— Эй, пс-с… — слышу из соседней кабинки туалета. Здесь, в кулуарной обстановке, где точно нет камер, я должна передать экспонат коллеге Иветте Невинной, которой уготована в пьесе главная роль. Финт с передачей нужен, чтобы сотрудница отдела культуры могла переложить работу в тканевую сумку и налегке отправиться на дело.

Пакет с ценным грузом уже лежит на полу, поближе к соседней правой кабинке — но почему-то никто не реагирует. И тут показывается нервно подергивающийся знакомый сапог, но только с левой стороны. Упс, ошибочка! Хорошо, что посетительница кабинки справа ничего не поняла. Придвигаю пакет Иветте. Тот исчезает за перегородкой. Можно отправляться на третий этаж — в зал с чудным видом на кремлевские звезды.

Местом перформанса выбрана выставка «Николай II. Семья и престол». Так уж повелось на Руси — власть лучше слышит власть. Если месседж придет от монаршей особы, может, вопрос охраны музеев наконец начнут решать всерьез? Сигнал SOS подаст лично Александра Федоровна, супруга последнего императора.

Мы выбрали одно из самых известных изображений Александры Федоровны, сделанное в Царском Селе в 1898 году. Императрица снималась в фотоателье Александра Карловича Ягельского, которое работало исключительно для императорской семьи. В 1905 году по этому снимку художник Михаил Рундальцов сделал цветной офорт. Обе версии есть в экспозиции, мы решили добавить третью, в отличие от выставленных не обрезанную по пояс. Наша Александра Федоровна стоит в полный рост, а в руках вместе с веером, естественным аксессуаром своей эпохи, держит современный предмет, который мы добавили в фоторедакторе, — тревожную кнопку. Такую дают смотрителям на случай ЧП — при нажатии сигнал поступает службе безопасности музея.

Синонимичный коллаж был у легендарного Бэнкси — в марте 2005-го художник-невидимка развесил в 16 музеях мира свои работы, многие из которых долго оставались незамеченными. Британец, например, изобразил английского адмирала времен колонизации с баллончиком нитроэмали в руке на фоне антивоенного граффити. Спустя почти четверть века по следам самого известного художника современности проверяем на внимательность сотрудников Исторического.

Арт-провокацию «упаковали» на музейном уровне — в раму из итальянского дерева с антибликовым стеклом. Делала на заказ в багетной мастерской. Раму тонировала в цвет выставочным экспонатам, и подходящий колор удалось подобрать далеко не сразу, хотя внимательный глаз все равно отличит покрашенное дерево от натурального.

Готовились основательно и сообща. В акции участвовало восемь журналистов. Мы боялись сложностей, но и надеялись на них. Предполагали, что всех повяжут и доставят в полицию. Заранее вооружились письмом за подписью главреда «МК» на случай моментального разоблачения — дескать, «старики-разбойники» действуют исключительно в рамках эксперимента, цель которого — проверить бдительность охраны. Гарантируем: при проведении акции ни один экспонат не пострадает (не говоря уж о посетителях).

Да, мы верили в бдительность службы безопасности. Думали, после недавнего ЧП в Третьяковке музейщики держат ухо востро. Наивные… Мы были готовы к экшну ради задуманного: отвлечь смотрителей песнями, танцами и мыльными пузырями или инсценировать припадок. Но ларчик проще открывался.

Кстати: Комиссия Минкульта еще в феврале проверила главные музеи страны — Третьяковку, ГМИИ им. Пушкина, Эрмитаж и Исторический музей — и осталась недовольна. Минкультуры продолжает проверки по всей стране и разрабатывает «комплексное решение» по охране музеев. Вопросом занимается новый заместитель Мединского — Николай Овсиенко, в прошлом — начальник МИД и полпред президента в ЦФО.

Театр гаджетов

Все выглядит естественно. Три пары и двое одиночек разглядывают экспонаты. Вокруг еще десяток-другой посетителей. Как и другие зрители, фотографируемся и сидим в телефоне — на самом деле в чате обсуждаем ход операции. Осматриваемся и даже успеваем поболтать со смотрительницами. Милейшие женщины. Приветливые.

Удобного момента не пришлось долго ждать.

— Две смотрительницы ходят, надо делать, пока их не прибавилось, — пишет в ватсап Лев. — Иветта, Алеша, готовы?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *